Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ставить зимнюю резину: по закону и по температуре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Научный руководитель Гидрометцентра Вильфанд рекомендует менять резину тогда, когда среднесуточная температура опускается ниже нуля. По словам синоптика, это происходит, когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов Цельсия и держится на такой отметке не менее 5–7 дней. При такой погоде ночные температуры стабильно уходят в минус.
Где использовать шиповки, а где «липучки»
Шипованные шины являются более шумными, особенно на твердом покрытии, но современные европейские «шиповки» с малым количеством шипов работают гораздо комфортнее. С другой стороны, лучшие образцы «липучек» по сцепным свойствам на льду уже приближаются к хорошим «шиповкам». Наконец, вопреки распространенному мнению, на сухом или мокром асфальте зимние шипованные покрышки работают ничуть не хуже, чем нешипованные, а мнение о том, что железные шипы скользят по асфальту, не более чем миф.
В регионах с холодной и снежной зимой, где дороги часто покрываются льдом, лучше остановиться на шипованной резине. Тем, кому придется в основном ездить по накатанному снегу и мокрому асфальту, стоит отдать предпочтение «липучкам». В центральных регионах страны можно ориентироваться по такому правилу: в мегаполисах, где дороги обрабатывают реагентами, можно использовать нешипованные «липучки», на загородных трассах предпочтительнее шиповки.
Когда менять резину на зимнюю по закону
Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», летние шины (без маркировки М&S) могут использоваться с марта по ноябрь, зимние ошипованные шины (с маркировкой М&S) – с сентября по май, зимние неошипованные шины (с маркировкой М&S) – круглый год. Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены региональными органами государственного управления государств–членов Таможенного союза.
За использование летней шины в зимнее время года водителям грозит штраф в размере 500 рублей. Если раньше можно было устанавливать разные покрышки попарно на две оси, то теперь должен использоваться зимний комплект с одинаковыми колесами, включаю запаску. Соответствующие поправки были приняты в 2021 году.
Что ещё сделать при смене шин
При любом демонтаже колёс стоит провести экспресс-осмотр деталей подвески, проверить состояние тормозных шлангов и толщину тормозных колодок. Вообще, сезонную смену шин полезно совмещать с диагностикой ходовой части: любые неприятные сюрпризы лучше выявлять заранее.
После смены шин обязательно отрегулируйте углы установки колёс («сход-развал»), ведь зимние и летние шины отличаются высотой и рисунком протектора, степенью износа; нередко — размерностью и давлением. Все эти факторы нарушают геометрию подвески, что может привести к неравномерному износу шин, повышенному расходу топлива, неровному положению рулевого колеса и уводам машины в сторону.
Подробнее: Развал и схождение. Когда и зачем регулировать углы установки колес
Чтобы не столкнуться с этими проблемами, менять шины лучше там, где можно сразу отрегулировать развал и схождение. Например, в автосервисах Гиперавто, оснащённых отдельными зонами шиномонтажа.
Когда лучше переходить на зимнюю резину?
Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:
- при какой температуре переобуваться,
- с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
- наличие наледи на дорожном покрытии.
Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.
Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:
- те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
- те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.
Правовое регулирование в сфере установки и использования на транспортных средствах шин в летний период осуществляется следующими законодательными актами:
- Техрегламент ТР ТС 018/2011 – в части сроков замены зимних шин.
- Приложение 1 к Постановлению Правительства № 1008 от 5-го декабря 2011-го года – о том, каким критериям должны удовлетворять покрышки, чтобы владелец автомобиля успешно прошел техосмотр.
- Раздел 5 “Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС”, содержащимся в Постановлении Правительства № 1090 от 23-го октября 1993-го года – о том, при несоответствии резины каким параметрам запрещается эксплуатировать машину.
- Глава 12 КоАП – об ответственности за несоблюдение законодательства об использовании шин.
Что ещё сделать при смене шин
При любом демонтаже колёс стоит провести экспресс-осмотр деталей подвески, проверить состояние тормозных шлангов и толщину тормозных колодок. Вообще, сезонную смену шин полезно совмещать с диагностикой ходовой части: любые неприятные сюрпризы лучше выявлять заранее.
После смены шин обязательно отрегулируйте углы установки колёс («сход-развал»), ведь зимние и летние шины отличаются высотой и рисунком протектора, степенью износа; нередко — размерностью и давлением. Все эти факторы нарушают геометрию подвески, что может привести к неравномерному износу шин, повышенному расходу топлива, неровному положению рулевого колеса и уводам машины в сторону.
Чтобы не столкнуться с этими проблемами, менять шины лучше там, где можно сразу отрегулировать развал и схождение. Например, в автосервисах Гиперавто, оснащённых отдельными зонами шиномонтажа.
Есть ли штраф за нарушение ограничений?
Как уже было сказано выше, ограничения в использовании покрышек не в их сезон устанавливается Техрегламентом Таможенного союза. Однако наказания автомобилистов в КоАП основываются только на ПДД. Если какие-то запреты или предписания устанавливаются международными договорами, то они должны дублироваться в ПДД – только в этом случае за нарушения этих норм может быть назначено наказание.
Время от времени сотрудники ГИБДД выписывают за шины штраф на основании ст. 12.5 КоАП, то есть за управление ТС с неисправностями. Однако, чтобы этот штраф был правомерен, дефект, за который он назначается, должен быть закреплен в «Перечне неисправностей». Использование ошипованных шин летом или летних шин зимой не занесено в этот список, следовательно, штраф будет неправомерен. Обжаловать его можно будет в течение 10 дней с момента вынесения.
В 2022 году наказания за использование резины несоответствующего сезона в России не существует.
Количество зимних покрышек, которые можно поменять вместо летних
Многие автовладельцы часто пытаются сэкономить и хотят понять, можно ли использовать всего одну пару колес при регулярной замене зимней резины. Но, во-первых, это запрещено вышеуказанным регламентом. Во-вторых, подобная экономия может обернуться дополнительными расходами.
Клиенты часто думают, что роль зимних шин сводится к тягово-тормозным качествам в прямолинейном направлении. Конечно, если бы автомобиль ездил по невидимым рельсам, так бы и было и можно было бы обойтись одной парой зимней резины. Однако протектор зимних покрышек рассчитан на максимальное сцепление не только в продольно-поперечном направлении, но и при любом положении ведущих и управляемых колес. А вот летние покрышки, при попадании на скользкую дорогу не имеют сцепления с поверхностью ни в одном направлении.
Представьте на минутку, что автомобиль — это физическая система, одно сторона которой устойчиво расположена на поверхности, а вторая — вращается вокруг первой словно маятник. В худшем случае — это заднеприводный автомобиль на ведущей оси, на которой зимняя резина (хуже всего, если это передняя ось, но так почти никто не делает). При самом слабом сцеплении передних колес на летней резине задняя ось будет уходить вперед по произвольной траектории, а передняя провернется вокруг задней. Иными словами, при надавливании педали газа, машину будет постоянно заносить.
Вот почему даже самые рачительные автовладельцы не ставят зимние колеса на заднеприводную машину. Но когда речь о переднем приводе, ведущие и управляемые колеса расположены на одной оси. Она тянет машину, а не толкает, что снижает риски заносов при разгоне. В таких ситуациях задние колеса можно сравнить с прицепом.
Нужно ли менять зимнюю резину на летнюю
Теоретически можно оставаться в “зиме”, но это крайне нежелательно.
Приведем аргументы технического характера:
-
снижение безопасности (материал меняет свойства в зависимости от погодных условий, неподходящие шины не способны проявить весь требуемый функционал);
-
увеличение расхода горючего примерно на 10% (мотор тратит больше мощности из-за расплавившегося материала);
-
износ протектора (зимний комплект в тепле становится мягким и быстрее теряют рельефность);
-
понижение комфорта;
-
сокращение эксплуатационного срока ходовой части автомобиля.
Когда менять шины на зимние в 2022 году
Каждый осенний период любители автомобилей задаются одним и тем же вопросом — когда менять летнюю резину на зимнюю. Общая рекомендация такова: когда среднесуточная температура достигает +5 градусов по Цельсию. Именно поэтому на многих современных транспортных средствах при понижении температуры до +4 градусов на панели приборов появляется предупреждение в виде мигания этого самого значения, сопровождаемое звуковым сигналом.
Если вы по тем или иным причинам оказываетесь со своим автомобилем в зоне действия такой температуры, особенно на трассе, пора задуматься о том, что нужно смонтировать зимние шины. В населенных пунктах на летней резине удается передвигаться и до первых заморозков. Рекомендовать такое эксперты не могут, но как вынужденная мера — это вполне себе нормальный вариант.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств 018/2011, в частности пункт 5,5 предписывает — запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период — июнь, июль и август».
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
По закону конкретных штрафов за использование несезонной резины не существует. Законопроект о вводе штрафных санкций за несвоевременную смену шин не был одобрен и отложен на неопределенный срок. ГИБДД не имеет законных оснований оштрафовать автовладельца за использование несезонного покрытия. Однако предусмотрено наказание за использование изношенной зимней резины. Максимальный размер взыскания – 500 рублей. Штраф накладывается на водителя, использующего зимние покрышки маркировок M+S с глубиной протектора менее 4 мм и при вождении авто на заснеженной или покрытой льдом дороге.
Несмотря на отсутствие фактического штрафа за несезонное покрытие, сотрудники ГИБДД могут составить протокол за эксплуатацию резины в непредусмотренный сезон. Вы можете обжаловать неверно выписанный штраф, для этого необходимо:
- Ознакомиться с данными в протоколе. Обязательным пунктом в протоколе является графа согласия водителя с обвинением. Прежде, чем подписывать документ, убедитесь, что ваша позиция описана верно;
- Протокол о правонарушении составляется в присутствии двух свидетелей. Ознакомьтесь с показаниями свидетелей и убедитесь, что данные свидетелей указаны корректно, в документе содержатся данные о месте работы свидетелей, их телефоны и Ф.И.О.;
- Подпишите документ, если планируете его обжаловать. После подписания и получения документа на руки, вы можете обратиться с обжалованием в вышестоящую инстанцию. При отказе подписания документ будет выслан по почте, и составление апелляции станет невозможным.
Обжалование решения о взыскании штрафа возможно в Госавтоинспекции или в суде. Подготовьте все необходимые документы: копии паспорта, свидетельство о регистрации ТС, паспорт ТС, документ о плановом техосмотре, водительское удостоверение и копию протокола.
Как правильно сменить шины
Если вы купили новый комплект шин, то можно сразу приступать к его установке. А вот старые шины, полгода ждавшие своего часа, требуют определённых проверок.
Прежде всего, убедитесь, что покрышки всё ещё можно эксплуатировать. Согласно Правилам дорожного движения, минимально допустимая глубина протектора шин легковых автомобилей составляет 1,6 мм (летние шины) и 4 мм (зимние шины). При меньшем остатке ездить на шинах уже нельзя.
Измерить остаток протектора можно особым инструментом — штангенциркулем. Существуют и специальные измерители глубины протектора колёс, в том числе цифровые.
Другое важное требование ПДД к шинам: они должны быть одинаковыми (по крайней мере на каждой из осей). Современные автомобили, оснащённые множеством умной электроники — ABS, системами курсовой устойчивости и увеличения тормозного усилия — чувствительны даже к неравномерному износу шин, что уж говорить о разном размере или рисунке протектора. Но опасные эксперименты водителей с так называемой разнопаркой (комплектами, собранными из разных моделей шин) уже уходят в прошлое.
Также перед установкой нужно визуально оценить состояние шин. При долгом хранении, особенно в неподходящих условиях (например, при большой влажности, что не редкость в частных гаражах), резина может деформироваться, потрескаться или рассохнуться. Устанавливать шины с такими дефектами нельзя: на большой скорости любая трещина в резине становится крайне опасной и грозит взрывом покрышки.
К слову, для сезонного хранения шин можно использовать «шинный отель Гиперавто», где постоянно поддерживаются правильная температура и влажность. Специалисты Гиперавто несут полную материальную ответственность за шины, а в назначенный вами день сами привозят колёса на шиномонтаж, что очень удобно.
Кроме глубины протектора и отсутствия внешних дефектов, перед установкой шин нужно проверить равномерность их износа (шина не должна быть «съедена» с одной из сторон), а также возраст. Натуральный каучук, из которого сделана резина, сохраняет свои свойства в течение 5 лет с момента производства шины. Старение резины сильно сказывается на эффективности сцепления с дорогой, поэтому ездить на старых, пусть и не изношенных шинах, не стоит.
Правовое регулирование в сфере установки и использования на транспортных средствах шин в летний период осуществляется следующими законодательными актами:
- Техрегламент ТР ТС 018/2011 – в части сроков замены зимних шин.
- Приложение 1 к Постановлению Правительства № 1008 от 5-го декабря 2011-го года – о том, каким критериям должны удовлетворять покрышки, чтобы владелец автомобиля успешно прошел техосмотр.
- Раздел 5 “Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС”, содержащимся в Постановлении Правительства № 1090 от 23-го октября 1993-го года – о том, при несоответствии резины каким параметрам запрещается эксплуатировать машину.
- Глава 12 КоАП – об ответственности за несоблюдение законодательства об использовании шин.